• Архив новостей

Rus | Eng

(ГАУ РК "Коми лесопожарный центр")

“Коми региональный лесопожарный центр”

 

Новости и информация

 
 

В Коми готовятся к пожароопасному сезону

«Готовь сани летом, а телегу зимой» - гласит русская народная пословица. Вот и в деле тушения лесных пожаров даже наличие огромного опыта и большого количества прыжков с парашютом и спусков с вертолёта не освобождает лесных огнеборцев от подготовительного процесса.

Ежегодно перед началом пожароопасного сезона они проходят плановую теоретическую и практическую подготовку, освежают в памяти теорию технологии выполнения авиалесоохранных работ, методы и способы тушения лесных и пожаров. Затем парашютисты-пожарные отрабатывают прыжки с парашютом и точность приземления, десантники-пожарные – навыки спуска со спускового устройства, а лётчики-наблюдатели подтверждают свою квалификацию.

По программе воздушной тренировки каждому парашютисту-пожарному в зависимости от типа парашюта, нужно выполнить от 9 до 12 прыжков. Новичкам для получения навыков управления парашютом и безопасного приземления, опытным сотрудникам – для сохранения навыков. На купольном парашюте ПТЛ-72 (парашют тренировочный лётчика) необходимо прыгнуть минимум девять раз, а с парашютом «Лесник-3» (крыло) – 12 раз, поскольку он считается более маневренным и скоростным, и управлять им сложнее, чем ПТЛ-72. Причем в день один человек может совершить не больше пяти прыжков.

  

Перед каждым упражнением опытный инструктор парашютно-десантной пожарной службы (ПДПС) выполняет показательный прыжок, в котором демонстрирует правильность выполнения задания.

- Парашют - это средство доставки лесного пожарного к месту тушения пожара, - объясняет руководитель тренировки, старший инструктор парашютно-десантной парашютной службы Иван Мухрыгин. - Там, где техника не пройдет, парашютист должен спуститься, сориентироваться в ситуации и приступить к работе.

Он также напомнил каждому сотруднику требования к выполнению прыжка для получения зачёта – правильный выход из самолета, управление куполом в воздухе, точное и безопасное приземление в свой круг. Диаметр большого круга – 50 метров, в нём три маленьких круга диаметром по 20 метров. Окружности на белом снегу обозначены разноцветными полотнами. Отработка точности приземления очень важна, именно этот навык помогает правильно приземлиться относительно лесного пожара и оперативно приступить к его ликвидации.

Лесные спецназовцы собирают свои парашюты, загружаются в «аннушку», самолёт взмывает в небо и заходит над точкой высадки. После десантирования парашютистов судно возвращается на аэродром. Небольшой перерыв, сборка парашютов, погрузка на борт, прыжок – и так по несколько раз в день.

На всех парашютистов — один арендуемый самолет Ан-2, поскольку собственной авиации у Коми лесопожарного центра нет. Вместимость самолета Ан-2 в среднем 9 - 10 парашютистов, поэтому за день воздушное судно поднимается в небо несколько раз. Во время производственных прыжков количество парашютистов-пожарных сокращено до 4-5, остальное место занято специальными контейнерами с огнетушителями, лопатами, топорами, пилами и прочими средствами тушения лесных пожаров, а также таборным имуществом, которые спускаются на грузовых парашютах.

В перерыве между прыжками парашютисты делятся эмоциями, обсуждают рабочие моменты и анализируют каждый выход. С некоторыми из них удалось пообщаться о выбранной профессии, благородной и мужественной, но такой сложной и опасной.

Роман Липин живёт в Усть-Куломе и работает в Усть-Куломском авиаотделении Коми лесопожарного центра уже десятый год.

- Давно слышал об этой организации и хотел здесь работать. Как-то через друга узнал, что набирают курсантов для обучения на парашютистов-пожарных и записался, - рассказал Роман. – Сегодня за спиной уже более 170 прыжков. Основная, самая тяжелая работа приходится на летний период, часто приходится уезжать в командировки по Республике Коми, а иногда и в другие регионы. Некоторые уходят, не выдерживают нагрузок, и я их не осуждаю, поскольку зачастую работаем на пожаре в экстремальных условиях. В самые трудные минуты я думаю о том, что дома меня ждет семья, любимые жена и дети, которые мной гордятся.

- Я уже 11 лет работаю в лесопожарном центре, - включается в разговор Илья Макарин. – Устроился сюда сразу после армии. Сначала было страшновато, потом привык. Год работал десантником-пожарным, потом два года парашютистом, а в 2014-ом прошел обучение и стал инструктором парашютно-пожарной группы. Разумеется, ответственность большая, постоянно нужно контролировать правильность этапов укладки парашютов, а во время производственных прыжков на мне лежит ответственность за выбор места приземления и правильного выхода из самолета. Сегодня я совершил свой 317-ый прыжок.

Воздушные тренировки проходили на базе отделения в Корткеросском районе. На сегодня парашютисты-пожарные Коми лесопожарного центра завершили тренировочные прыжки с парашютом. Готовыми к пожароопасному сезону признаны 33 сотрудника парашютиста.

Вместе с парашютистами-пожарными свои действия, как на земле, так и в воздухе, отрабатывали летчики-наблюдатели и экипаж Ан-2. От них зависит очень многое в чрезвычайной ситуации. Это и прокладка маршрута полёта, и определение координат, площади, интенсивности и прочих параметром лесного пожара, умение пользоваться и картой местности, и GPS-навигатором. Кроме того, от расчётов летнабов зависит точность высадки группы парашютистов-пожарных в район лесного пожара.

Сегодня в Лесопожарном центре работают 15 летчиков-наблюдателей. Один из самых молодых - Евгений Перетятко.

Евгений пришел в Лесопожарный центр после службы в воздушно десантных войсках. Он всегда мечтал служить в боевых войсках, первый прыжок с парашютом совершил 14 февраля 2006 года. В гражданской профессии искал для себя работу, подобную службе в ВДВ, и нашёл её здесь, в Лесопожарном центре. В 2012 году прошёл отбор на должность парашютиста-пожарного, успешно окончил курсы подготовки со сдачей нормативов, совершил 12 прыжков с системой ПТЛ-72 и семь спусков с вертолёта Ми-8 на системах СУ-Р, после чего получил свидетельство, которое позволяло совершать прыжки и спуски к местам лесных пожаров. Тушил лесные пожары по всем районам Республики Коми, кроме Воркуты. В России оказывал помощь коллегам из Бурятии и Томской области.

В том же 2012 году Евгения Перетятко отправили повышать квалификацию в город Пушкино Московской области. Вернулся в республику со свидетельством инструктора парашютно-пожарной группы и допуском работы с парашютной системой «Лесник-3».

- За время работы я совершил 188 парашютных прыжков и останавливаться на этом не планирую. Но после окончания Сыктывкарского Лесного института мне предложили освоить новую для меня профессию лётчика-наблюдателя. И в 2018 году я уехал с коллегами на курсы переподготовки в Пушкино с выездом на летную практику в Красноярск и Красноярский край, городок Шушенское. После получения лётного сертификата прибыл на место работы в ГАУ РК "Коми лесопожарный центр", где и тружусь по сей день, - с гордостью рассказал Евгений. - Парашютист-пожарный - это очень интересная профессия, требующая волевых качеств от человека, смелости, отважности, огромной ответственности. Лётчик - наблюдатель – тоже профессия очень интересная. Она требует как ответственности, так и внимательности, аккуратности и скрупулезности в работе. Мне нравится открывать для себя новое и интересное.

Еще одно важное звено в штате авиационной охраны Лесопожарного центра - десантники-пожарные. Тренировки десантников-пожарных начнутся во второй половине апреля и будут проходить в Ухте.

Десантники спускаются на землю без парашютов — по спусковому устройству с вертолета Ми-8 с высоты до 40 метров. И если каждый парашютист-пожарный имеет допуск к десантированию с вертолета, то десантник-пожарный без прохождения дополнительного обучения прыгать с парашютом не имеет право. Поэтому многие десантники после нескольких лет работы переучиваются на парашютистов.

В 2021 году Коми лесопожарный центр будет укреплен также новой техникой в рамках региональной составляющей национального проекта «Экология» «Сохранение лесов». Будут закуплены лесопожарный катер и лодка, вездеход, седельный тягач, УАЗы, автобус и снегоболотоход.

   

  




30.03.2021